воскресенье, 24 июня 2018 г.

Купала


В ночь с 23 на 24 июня празднуется Купала – праздник воды и огня. Купала – Бог чистоты телесной и духовной, Бог общности и согласия между людьми. Также Купала (или Купало, как его еще называли) был Богом плодов земных и красоты, его причисляли к знатнейшим богам. День Купалы приходится на день летнего солнцестояния.
С принятием Христианства на Руси празднование Купалы начали ассоциировать с  днем Иоанна Крестителя (Предтечи) и с тех пор празднуют 7 июля и называют Ивана Купала.

Существует очень интересный, но, к сожалению, весьма печальный миф о Купале и его возлюбленной девушке Костроме. Купала и Кострома были братом и сестрой, их родители  - Семаргл - бог огня и Купальница - богиня Ночи, которые познакомились на берегу реки Ра - Волги. Купала и Кострома немного подросли и в день Купалы гуляли на берегу реки Ра, где услышали дивное пение птицы Сирин. Чудесными песнями прекрасной Сирин можно было заслушаться так, что не заметишь, как в Навь попадешь. А Навь – это царство подземное. Побежали Кострома и Купала в поле, поближе к птице и там маленький Купала был похищен птицей по указанию Повелителя Тьмы. Искала брата Кострома, искали родители, но поиски были безуспешны. Прошло много лет. Кострома выросла красивой девушкой. Как-то гуляла она по берегу реки Ра, и говорила, что ветру ни за что не сорвать венка с ее головы. А по поверьям считали, что, если венок с головы девушки срывает ветер - она никогда не выйдет замуж. Заслышав слова Костромы, боги разгневались и в наказанье с ее головы ветром сорвали венок. И понесло венок Костромы по водам реки. В это время в лодке по реке плыл также повзрослевший красавец Купала. Купала поднял венок с речных вод, а затем и встретился с хозяйкой венка, которая приглянулась ему. По обычаям, если парень поймал венок девушки, он должен был жениться на ней. К счастью, чувства Купалы оказались взаимными, и молодые сыграли свадьбу. Только после этого Сирин сообщила влюбленным, что они брат и сестра. С горя Кострома кинулась в темное озеро и превратилась в цветок, называемый мавкой, а Купала бросился в костёр.



Но боги решили смилостивиться над парнем и девушкой и даровали им жизнь, но уже в виде цветка, который навали Купала-да-Мавка, позже с принятием Христианства цветок стали звать Иван-да-Марья – он и жёлтый, как языки пламени, и ярко-синий, как вода.
Потому и день купальский посвящен Купале и Костроме, Ивану-да-Марье, огню, воде и травам.


В ночь на Купалу травы, огонь и вода наполнялись особой магической силой. В эту ночь вся нечисть покидала реки и озера, вода наполнялась целебными свойствами и ночные купания считались крайне полезными. Более того, купаться на Купалу было обязательно, чтобы смыть с себя весь негатив, притянуть удачу и укрепить здоровье. Также можно было попариться в бане. Именно в это время вода входила в священный союз с огнем. Огонь в купальскую ночь также обладал очищающей силой, поэтому нужно было прыгать через костер, чтобы очистить себя от разных недугов и нехороших воздействий. Тот, кто прыгнул выше и не задел пламя – будет счастливым: девушке это сулило успешное замужество, парню – удачу в делах. Вокруг костра водили хороводы, плясали, пели песни, веселились. Считалось также, что костры отгоняют нечисть, которая просыпается в ночь на Купалу и проявляет особую активность. В эту волшебную ночь и животные, и деревья общались между собой. Ведьмы, лешие, кикиморы выходили из своих укрытий и пугали людей, пытались нанести вред. А чтобы избежать этого, славяне боролись с нечистью при помощи крапивы - крапива раскладывалась по подоконникам и на порог дома для защиты. Между костров также прогоняли коров, коз и другой домашний скот, чтобы их миновали болезни и смерть. В купальскую ночь никто не спал – все праздновали Купалу. Кстати, цветок Иван-да-Марья также использовался – его собирали, а затем раскладывали в доме по углам как средство против воров.

Травы и цветы, которые собирали в купальскую ночь, обладали наибольшей магической и целебной силой – травы собирали, сушили, а затем использовали для лечения, окуривания помещений, для изготовления оберегов и других магических действий да и просто бытовых нужд. В ночь на Купалу было принято непременно пойти на поиски волшебного цветка папоротника, считалось, что там, где расцвел этот прекрасный цветок, захоронен клад.

В ночь на Купалу девушки плели венки, вставляли в них зажженную лучинку или свечу и пускали по течению реки. Если венок быстро отплывал от берега, то девушку ожидало скорое удачное замужество. Та девушка, чей венок уплывал дальше остальных – будет наиболее счастлива, чем ее подружки. Долгую жизнь предвещало самое длительное из всех горение лучинки или свечи, а вот если венок утонул – то девушка в этом году замуж не выйдет, а ее избранник, если он есть, разлюбит ее. Если же девушке повезло, и венок предсказал ей скорое замужество, но жениха пока нет, то можно было увидеть суженого во сне. Для этого в магическую купальскую ночь девушки собирали букеты из 12 трав, в которые обязательно должны входить чертополох и папоротник. Травы клали под подушку, произносили особый заговор и во сне встречали суженого.

Те, кто уже был в браке и вел свое хозяйство,  могли погадать в Купалу на урожай. Гадали по тряпочке: вешали в ночь на Купалу мокрую тряпочку во дворе – если наутро она высохла, то урожай будет на славу, если тряпочка замерзала – лето будет холодным, а значит и неурожайным.


В наши дни Купалу также празднуют, в этот день проводят различные обряды, водят хороводы, также прыгают через костер, купаются, плетут венки, просят помощи у природы, защиты у богов. Я и сама присутствовала на праздновании – участвовала в ритуале имянаречения, плела венки из желтых одуванчиков и даже прыгала через костер. Приземление было удачным. А вот цветок папоротника я не видела. Говорят, его не существует, папоротник не цветет. 

Но я не верю:)





В статье использованы материалы из книги
О. Крючковой "Славянские обряды, заговоры и ворожба"

Комментариев нет:

Отправить комментарий